Новая модель финансового обеспечения для туроператоров: логика, риски и неясности
Как и зачем меняется регулирование «приграничных» туроператоров
Федеральный закон № 504175-8, вступающий в силу с 1 сентября 2025 года, вносит существенные изменения в порядок расчёта финансового обеспечения туроператоров в сфере выездного туризма. Изначально логика этих поправок базировалась на справедливом и понятном подходе: туроператоры, работающие с туристскими маршрутами в приграничные страны, зачастую не несут таких же высоких финансовых рисков, как операторы, отправляющие туристов на чартерных рейсах в Турцию, Египет или на Кубу.
Кто такие “приграничные туроператоры”
Исторически под так называемыми приграничными туроператорами подразумевались компании, работающие в регионах, непосредственно граничащих с другими государствами:
• Ленинградская область и Санкт-Петербург (Финляндия, Эстония);
• Калининградская область (Польша, Литва);
• Республика Карелия и Мурманская область (Финляндия);
Такие компании зачастую занимаются автобусными турами выходного дня, короткими поездками на 1–3 дня, шопинг-турами или санаторно-курортным отдыхом в ближайших иностранных регионах.
Поправки как лазейка: возможные риски
Несмотря на обоснованную изначальную цель, без должного контроля предложенные поправки потенциально создают правовую лазейку:
• Регистрация по “сопредельной” модели может стать ширмой: компания декларирует выезд в условный Казахстан или Беларусь, а на практике организует вылеты в Египет, ОАЭ, Вьетнам.
• Популярная схема: выезд автобусом в Польшу/Казахстан → пересадка на чартер в третьи страны. Формально — приграничный тур, по сути — полноценный выездной.
• Неясный статус массовых направлений внутри сопредельных стран. Например, Китай действительно граничит с РФ, но Хайнань (массовое пляжное направление) расположен в 4 часах лета. Являются ли такие туры “приграничными”?
История с банкротствами крупных операторов, работавших с Китаем (“Жемчужная река”, “Южный крест” и др.), показывает, что риск не зависит от географии, а зависит от модели бизнеса, авиаперевозки и устойчивости партнёров.
Новая конструкция: “сопредельные государства с благоприятными условиями”
Компромиссом стало появление в законе новой формулировки:
“туры в сопредельные государства с благоприятными условиями для пребывания российских туристов”, список которых будет утверждаться Правительством РФ (фактически — МИД России и Минэкономразвития России).
Смысл этого нововведения — оставить за государством дискреционное право определить, какие страны действительно безопасны, предсказуемы и доступны для краткосрочного туристского обмена. При этом стоит признать: благоприятность условий пребывания — категория в высшей степени оценочная. Она не обязательно коррелирует с уровнем финансовых рисков или финансовой защищенности туриста – денежные средства у обанкротившегося туроператора возвращать будет не страна, а страховая компания.
Что дают новые правила
Для туроператоров, работающих только с такими странами из списка, закон устанавливает льготный режим:
• Финансовое обеспечение — как у внутреннего туризма, в размере 500 000 рублей.
• Не нужно формировать фонд персональной ответственности в размере 7% от объёмов продаж.
Однако это жестко ограничено: если оператор продаст хотя бы один тур в страну вне списка — он потеряет право на льготу и может быть исключён из реестра туроператоров.
Усложнение отчетности и дополнительная нагрузка
Даже для туроператоров, не использующих новый механизм, предусмотрено новое обязательство:
в отчетности необходимо отдельно учитывать объемы туров в “сопредельные благоприятные” страны. Это увеличивает нагрузку на бухгалтерию, ИТ и юридический отдел, особенно при ведении смешанных туров (например, комбинированных маршрутов через соседние страны).
Поправки в закон о туристской деятельности попытались решить реальную проблему «перегиба» в регулировании для приграничного туризма, однако в предлагаемом виде создают больше новых вопросов, чем решают старых. Упрощённый механизм доступен только при соблюдении жёстких условий, список благоприятных стран неизвестен, а риски подмены видов деятельности остаются.
Пока же — закон требует очень осторожного применения, особенно для небольших туроператоров, ищущих пути снижения административной нагрузки.